Новости → Georgian Airways: попытка №...
Грузия является одним из самых популярных направлений выездного туризма с Украиной: количество наших сограждан, которые каждый год отправляются в это кавказское государство, ежегодно увеличивается. Так, по данным Администрации Государственной пограничной службы, поток наших сограждан в Грузию по итогам 2016 превысил 104 000 человек - это примерно столько же, сколько выезжало в Австрию (около 106 тыс. Украинском) и одного порядка с потоками в Италию (122 тыс. человек) или Израиля (146 тыс.). Причем, в отличие от той же Австрии, Грузия для подавляющего большинства наших сограждан является конечной целью путешествия: международные аэропорты этого государства пока не позиционируют себя как транспортные для украинцев. Хотя могли бы, но об этом речь чуть дальше.
13 апреля в Украине произошло неординарное событие: в столичный аэропорт «Борисполь» начал осуществлять регулярные авиарейсы из Тбилиси грузинской национальной авиакомпанией Georgian Airways, которая известная многим по своему старому названию Airzena. Согласно информации, на сайте авиаперевозчика, грузинские самолеты осуществляют 1 отправления в день из украинской столицы в 17.20 (с 13 по 21 апреля рейсы отправлялись раньше - в 12.50 Ред.). Рейсы выполняются с помощью стандартного среднемагистрального воздушного судна Boeing 737.
Ранее отечественные СМИ сообщали о приходе грузинского авиаперевозчика и в Харьков, однако по состоянию на 13 апреля на сайте Georgian Airways этого пункта назначения нет - среди украинских дестинаций указывается только Киев.
***
История взаимоотношений между грузинским авиационным флагманом и Украины имеет долгую и сложную историю: Georgian Airways несколько раз заходили на украинский рынок, но также с него уходили. Скажем, летом 2011-го рейсы этой авиакомпании осуществлялись в Харьков, заходила она и в Одессу, летала и в столичные «Жуляны». И ни разу авиакомпания так и не смогла закрепиться на украинском направлении - прежде всего, из-за давления украинских коллег, в первую очередь МАУ. Ведь отечественный сетевой перевозчик вполне способен конкурировать даже с европейскими грандами, «высасывая» пассажиропоток даже в условиях отсутствия «открытого неба» с ЕС. То что уж говорить о небольшой Грузии?
Впрочем, и меньше, получартерные авиаперевозчики вроде DART или Yanair, также приложили усилия для вытеснения с украинского неба грузинского авиафлагмана - в первую очередь, за счет блоков мест, которые оформляли на бортах этих авиакомпаний украинские туроператоры. Итак, все предыдущие разы Georgian Airways оставалось только подбирать крошки от пирога украинско-грузинских авиаперевозок: продавать свои билеты на свободном рынке, конкурируя с мощными перевозчиками. Причем традиционные способы уменьшения себестоимости перевозок на украинском направлении грузинском перевозчику недоступны Georgian Airways - это маленькая авиакомпания, базирующаяся в международном аэропорту Тбилиси, флот которой насчитывает 6 бортов (1 Boeing 737-500, 1 Boeing 737-700NG, 1 CRJ 100 и с CRJ 200), а маршрутная сеть - 10 международных направлений, в основном европейских, и один внутренний - в Батуми.
Компания не позиционирует себя как хабовый перевозчик, а сравнительно высокая себестоимость перевозок не позволяет ей опускать цены ниже определенного предела. Итак, до сих пор грузинский флагман проигрывал в конкуренции украинским авиакомпаниям. При этом административными методами ситуацию улучшить нельзя: еще при президентстве Михаила Саакашвили Грузия в одностороннем порядке отменила все административные ограничения, объявив о безусловном введении в грузинском воздушном пространстве принципов «открытого неба». Чем и воспользовались, в первую очередь, украинские авиаперевозчики.
Однако на этот раз Georgian Airways вполне может закрепиться на украинском рынке, если, конечно, сможет употреблять тенденциями, которые во многом отражают ситуацию давности последних нескольких лет. Ведь в 2008 году, после того, как путинская Россия осуществила военную агрессию против Грузии, воздушное сообщение между этими государствами было приостановлено на целых 7 лет. Тем не менее, в силу различных причин пассажиропотоки между Грузией и Россией сохранялись на высоком уровне в течение длительного времени. Интересно, что подавляющее большинство грузино-российского авиационного трафика осуществлялась через аэропорты Украины...
2014 путинская империя напала уже на Украину. Прямое авиационное сообщение между Россией и Украиной было приостановлено в конце октября 2015 года, однако в силу почти тех же причин, что и в случае с Грузией, русско-украинский пассажирский трафик остается значительным. Сегодня подавляющее большинство этого трафика (около 90%) проходит через Минск, оставшеюся часть делят между собой Рига и Стамбул. Однако заметим, что Georgian Airways осуществляют прямые рейсы в Москву и Санкт-Петербург. Учитывая, что значительная доля украинского авиатрафика в российском направлении направляется именно к двум имперским столицам, грузинский флагман с открытием киевского рейса вполне может попытаться перетащить его определенную часть на свою сеть. Конечно, для этого необходимо будет поработать над стыковками, и осуществить на украинском (и, возможно, российском) рынке соответствующие промо мероприятия. В условиях грамотного бизнес-планирования вполне возможно, что попытка окажется успешной.