Новости → "Борисполь": новый порядок или медленное развитие?

забронировать_авиабилеты_онлайн_купить_дешево_на_сайте_Недавно главные воздушные ворота страны - международный аэропорт «Борисполь» - получил нового руководителя. Им стал известный уже по предварительным должностям в различных сферах Павел Рябикин. Что нового получит аэропорт и каковы планы нового руководителя? 

Предпосылки

Примерно за последние пять лет «Борисполь» пережил много изменений, как плохих, так и хороших. Чемпионат Европы по футболу в 2012 году дал возможность задействовать и протестировать новый на тот момент терминал D, уход с рынка крупнейшего перевозчика - компании «АэроСвит» - резко снизил показатели аэропорта, впоследствии их начала возобновлять компания «Международные авиалинии Украины». Удар нанесли также запрет полетов между Украиной и РФ, ограничения транзита. Не следует сбрасывать со счетов и падение курса национальной валюты более чем втрое, и сейчас аэропорт показывает неплохие результаты.

забронировать_авиабилеты_онлайн_купить_дешево_на_сайте_Если обратиться к сухой статистике, то в 2012 году пассажиропоток "Борисполя" составил 8478000 чел., уже в 2013 году он упал на 6,5% - до 7930000 в связи с прекращением операционной деятельности компании «АэроСвит» на начале 2013 года, однако уже с октября предприятие начало фиксировать рост пассажиропотока (в октябре - на 1,4%, в ноябре - на 12,6%, в декабре - на 14,2%). В 2014 году аэропорт сработал с минусом 13% по сравнению с 2013 годом - до 6890000 человек. Это объяснялось значительным сокращение объемов авиаперевозок на отечественном рынке и было ожидаемым результатом экономической и политической ситуации в Украине.

В 2015 году пассажиропоток аэропорта вырос на 6% -до 7277000 человек, в 2016-м - на 19%, до 8650000, а уже в первом квартале 2017 рост составил 32% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года - до 2 млн человек.
За весь этот период менялись руководители аэропорта: на этой должности - как в статусе генерального директора, так и «и.о.» - находились Антон Волов, Алексей Кочанов, Сергей Гомболевский, Евгений Дыхне. Недавно новым гендиректором стал Павел Рябикин. Каждый вносил что-то новое и имел в работе новые проблемы, но подробнее остановимся на персоне нынешнего руководителя.

Кадровая политика: революции не будет

Уже 24 марта министр инфраструктуры представил коллективу аэропорта вновь генерального директора. Одним из первых его тезисов было: «Прошу кадровую службу подготовить приказ о назначении Е. Дыхне первым заместителем генерального директора». О чем это говорит? Версий было много, сам же господин Рябикин на встрече с журналистами в апреле сообщил, что не обещает серьезные изменения в руководящем составе предприятия, ссылаясь на качественную работу действующей команды.

забронировать_авиабилеты_онлайн_купить_дешево_на_сайте_

«Менять людей нужно там, где есть проблемы, а там, где предприятие растет, необходимо стимулировать, поддерживать, искать, где и что улучшить. Поэтому Евгений Дыхне остался первым заместителем. Незначительные какие-то коррективы в управленческой структуре состоятся, но каких-то революционных изменений от меня в команде не ждите», - сказал он.
По мнению нового руководителя, аэропорт находится на подъеме, демонстрирует высокие показатели экономического и финансового развития - рост пассажиропотоков, прибыльности, доходности.

Если вспоминать о команде руководителей, то господин Дыхне пришел в аэропорт еще в сентябре 2014. До этого занимал должность директора по организации пассажирских перевозок «Укрзализныци», а ранее работал в авиакомпании «Львовские авиалинии».
Впоследствии исполняющим обязанности заместителя генерального директора по операционной деятельности «Борисполя» было назначено Антона Борисюка, ранее занимавшего должность вице-президента авиакомпании «Международные авиалинии Украины» с сервиса и логистики.

Кроме этого, на должность и. о. заместителя генерального директора по экономике и финансам был назначен Кирилл Звонарев, который ранее, в частности занимал должность заместителя генерального директора авиакомпании «АэроСвит». Эти лица работают и сейчас в команде руководства аэропорта.
Поэтому пока громких командных изменений не следует ожидать, а дальше посмотрим.

«Государственное» и «эффективное»: одно другому не мешает?

Аэропорт «Борисполь», как уже отмечалось, является государственным предприятием, что накладывает определенный отпечаток на управлении им. Это и проблемы длительного проведения конкурсов по аренде площадей через Фонд государственного имущества, и длительная процедура принятия решения, и много чего еще.

забронировать_авиабилеты_онлайн_купить_дешево_на_сайте_Новый же руководитель считает, что крупнейший аэропорт страны должен вскоре быть корпоратизированным. «В планах Министерства инфраструктуры, а затем и в моих - корпоратизация аэропорта в этом году. Рабочая группа в министерстве работает над этим вопросом, но пока отсутствует единый подход к принципам формирования наблюдательного совета», - говорил он журналистам. В то же время, по мнению господина Рябикина, корпоратизация позволит упростить механизм сдачи в аренду площадей аэропорта, конкурсы по аренде будут проходить на других условиях. «Скорейшая корпоратизация позволит не через Фонд госимущества заниматься этим процессом, а через наблюдательный совет - реализовывать программу увеличения неавиационных доходов за счет аренды площадей», - отмечал руководитель главных воздушных ворот.

Корпоратизация сама по себе, по его мнению, сокращает разрыв между деятельностью предприятия и контролирующим органом, который предусматривает прозрачную его работу, после чего оно становится более интересным для инвесторов. «В конце концов, считаю: чем раньше государство откажется от участия в коммерческих предприятиях и приватизирует или передаст такие объекты в аренду, концессию, тем эффективнее они будут работать», - констатировал П. Рябикин.

Рациональное зерно в этом, конечно, есть, но главное, чтобы в итоге, цели корпоратизации были достигнуты, а не только изменилась вывеска, печать и шапка на официальных документах.

Инфраструктура: много проблем, мало решений

забронировать_авиабилеты_онлайн_купить_дешево_на_сайте_Этот вопрос в аэропорту является, пожалуй, самым важным, часто и болезненным, поскольку проблем много, решений - нет. Одной из проблем является малое количество перронных стоянок для самолетов. К тому же следует вспомнить стратегический план МАУ по увеличению флота минимум до 90 самолетов. Сразу возникает вопрос: где они будут размещаться? Конечно не все воздушные суда должны «спать» в «Борисполе», МАУ рассматривает региональную стратегию деятельности, однако даже сейчас, когда в МАУ под 40 самолетов, утром и вечером, в пиковые часы на перронах «Борисполя» только и можно увидеть борта МАУ а аэропорт должен соответствовать планам базового перевозчика.

Так, господин Рябикин намерен в 2017 году пока расширить перрон возле терминала D на 10 дополнительных стоянок. «Что касается перронного хозяйства, к сожалению, до сегодняшнего дня не было увидено ни одного бизнес-плана по развитию аэропорта, который был синхронизирован с планами перевозчика по расширению флота. Этот вопрос более чем актуален, и первое, что мы сделали - попытались собрать планы авиаперевозчиков по наращиванию частот и увеличение флота. А затем и понять, в какой год объем перронного и терминального обслуживания нам понадобится», - рассказывал он, акцентируя, что уже объявлен тендер на расширение перрона перед терминалом D.

Также состоялся тендер на проектную документацию по продлению, расширению терминала D в сторону новой перронной стоянки. Как считает руководитель аэропорта, вопросы строительства, запуска этой галереи должно быть актуализировано до 2019 года, к 2020 году она должна быть сдана в эксплуатацию. Надеемся это удастся сделать и «Борисполю» позавидуют некоторые европейские аэропорты.

забронировать_авиабилеты_онлайн_купить_дешево_на_сайте_Еще одной проблемой аэропорта является недостроенный паркинг, в котором уже можно заметить проседания опорных конструкций. В планах он должен был содержать более 2 тыс. авто и давно должен был быть сдан в эксплуатацию, но в свое время произошли проблемы с подрядчиком, который тратил аванс и ничего не делал. Уже в августе 2015 суд расторг договор аэропорта «Борисполь» с генподрядчиком строительства паркинга и обязал его возместить госпредприятию основной долг - 93445000. грн, а также пеню - 4095000. грн. и судебные расходы -74,298 тыс. грн. Однако в сентябре того же года стало известно, что генподрядчик - ОАО «Строительное управление №813» -подав апелляцию на это решение суда. Министерство инфраструктуры конце декабря 2015 распорядилось ускорить конкурс по отбору инвесторов для реализации проекта, а вот уже в сентябре 2016 тогдашний глава аэропорта Евгений Дыхне отмечал, что паркинг возле терминала D спроектирован с завышенными показателями, ему достаточно только половины его площадей.

Хорошо, половины - то половины, но пока с места ничего не сдвинулось. Между тем, новый руководитель рассчитывает запустить первую очередь паркинга возле терминала D на 1 тыс. машиномест, как раз половину, до конца 2017 года.
«Паркинг - одна из позиций моих KPI в контракте. Достройка его первой пусковой очереди включена в финплан на этот год. Мы осуществили перепроектирование. Паркинг разбит на две очереди и пусковые - 1 тыс. машиномест - планируем запустить к концу этого года», -говорил Павел Рябикин.

Уже объявлены международные торги по выбору подрядчика, раскрытия тендерной документации обещанное было в апреле, заключение договора - в первой декаде мая. Средства в финплане предусмотрены в размере 300 млн. грн. на достройку первой очереди. Поэтому, также следует ожидать лучшего, чтобы спокойно ставить свою машину на современном паркинге возле нового терминала аэропорта, а не на стоянке неизвестно где.

Сообщение со столицей: перспективы

 

По этому вопросу которые только планы не озвучивались. Главным проектом, или, как получилось, «прожектом», был и есть нереализованный национальный проект «Воздушный экспресс», то есть железнодорожное пассажирское сообщение Киев - международный аэропорт «Борисполь», который по документам был направлен на обеспечение развития транспортной инфраструктуры, усиление конкурентных позиций украинских авиаперевозчиков, рост инвестиционной и туристической привлекательности страны. Для его реализации в 2011 году под госгарантии был заключен договор с Экспортно-импортным банком Китая на сумму $ 372 300 000.

забронировать_авиабилеты_онлайн_купить_дешево_на_сайте_

Генеральным подрядчиком для выполнения работ по строительству «под ключ» была определена Китайская национальная машиностроительная корпорация. Но уже в 2014 году тогдашний министр инфраструктуры Максим Бурбаки заявил, что Украина выплачивает кредит по национальному проекту «Воздушный экспресс», при этом не известно, куда исчезло около $ 50 млн. Держинвестпроект тогда опроверг это заявление. Между тем, уже в декабре 2014 года в. о. заместителя гендиректора аэропорта «Борисполь» по операционной деятельности Антон Борисюк выразил сомнение в востребованности первоначального проекта железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом «Борисполь», а в апреле того же года в то время министр инфраструктуры Андрей Пивоварский назвал этот проект «экономически необоснованным».

Сейчас сообщения Киев-аэропорт является только автомобильным - по трассе Киев-Харьков-Довжанский. Доехать до аэропорта можно на собственном автомобиле, такси, так называемым «частным телегой» и специальными автобусами SkyBus. Сейчас, возможно, этого и достаточно, но если вспомнить о тех же стратегических планах МАУ? Впрочем, П.Рябикин заявляет, что аэропорт «Борисполь» не отказывается от идеи реализации в будущем проекта рельсового сообщения с Киевом. «Жизнь продиктует нам эту необходимость. Как только получим 10 млн. пассажиров point-to-point, сразу увидим большие заторы на дорогах при подъезде к «Борисполю». К этому моменту мы должны иметь четко отлаженную систему общественного транспорта. Неважно, будет это железная дорога, или метрополитен, или Tram-Train - все варианты имеют право на жизнь», - сказал он.

Гендиректор также подчеркнул, что «Борисполь» будет настойчиво и методично напоминать о необходимости такого сообщения между аэропортом и городом. Итак, ждем хорошую электричку (или линию скоростного трамвая) в аэропорт с умеренной обоснованной ценой.

Лоукостерный вопрос, куда лететь Ryanair?

забронировать_авиабилеты_онлайн_купить_дешево_на_сайте_По вопросу необходимости сотрудничества с бюджетными авиакомпаниями «Борисполь» уделяет много внимания. Одним из тезисов является тот, что для них надо открыть законсервированный терминал F. Однако П.Рябикин считает, что «Борисполь» может расконсервировать терминал F при наличии определенного минимума рейсов лоукост-авиакомпаний в аэропорту. «Одним из KPI моего контракта является восстановление деятельности терминалов F и B. Нами уже подготовлен план расконсервации терминала F для обслуживания лоукост-перевозчиков. Как только мы поймем, что есть 15 рейсов таких компаний в день, откроем для них терминал F, иначе это будет убыточный терминал. Вероятно, открытие терминала состоится в летней навигации 2018 года, но для этого должны быть обеспечены рейсы», - констатировал он.

Это было бы целесообразно, поскольку предварительно сообщалось о планах крупнейшего европейского лоукостера Ryanair летать именно в «Борисполь». Аэропорт «Жуляны» подтвердил, что он не может дать тех условий, которые нужны перевозчику. Переговоры еще идут, и на встрече с журналистами П.Рябикин говорил, что продолжает коммерческие переговоры с Ryanair, но пока не может пойти на предложенные авиаперевозчиком условия. Он подчеркивал, что «Борисполь» предложил перевозчику свою публичную оферту, но для выполнения условий Ryanair необходимые изменения в приказах Министерства инфраструктуры Украины, регулирующих тарифы и скидки для всех авиакомпаний.

Впоследствии глава аэропорта сказал, что очередной этап переговоров с Ryanair о выполнении рейсов в аэропорт, состоится в конце апреля 2017 года, а уже 26 апреля министр инфраструктуры сообщил об удачных переговорах по этому вопросу, однако не уточнил, к чему именно удалось договориться.
Также сложилась интересная история с выступлением господина Рябикина на Международном инфраструктурном форуме в Киеве. В ходе выступления он говорил, что, по его прогнозу, «Борисполь» ожидает увеличения пассажиропотока до 40 млн. человек уже в 2030-2032 годах, а также ожидается удвоение имеющегося пассажиропотока в течение ближайших 6 лет. При этом, в течение ближайших 5 лет аэропорта придется инвестировать около 6 млрд. грн. на развитие инфраструктуры.

забронировать_авиабилеты_онлайн_купить_дешево_на_сайте_Вроде в этом же контексте он высказал тезис, что в будущем аэропорту удобнее было бы развиваться именно как хаб, а, например, лоукостерные компании принимать не в «Борисполе», а в каком то своем филиале.
Например, в Гостомеле. После этого в СМИ шквалом прокатилась тезис, что Рябикин отправил Ryanair в Гостомель.
Если разобраться, то сейчас в это трудно поверить, поскольку это специальный аэропорт, где, например, оперирует крупнейший в мире самолет - «Мрия». Также он пока не совсем приспособлен к пассажирскому сообщению. Хотя, как на будущее - это вполне возможно. Аэропорт расположен неподалеку от Киева, имеет хорошую ВПП (целая «Мрия» из нее взлетает), а лоукостерам и не надо там огромного пассажирского терминала. Но это все - только в перспективе.

Ошибочность мнения что господин Рябикин уже отправил европейский лоукост в Гостомель подтвердил и министр Владимир Емельян. «Я буду очень счастлив, если в Киеве будет три аэропорта Киев, Борисполь и Гостомель. Сейчас речь о Гостомеле и Ryanair не идет. Но потенциально это интересно, потому что в Гостомеле - взлетная полоса в очень хорошем состоянии, она рассчитана на супертяжелые самолеты, но требует значительного улучшения инфраструктура проезда, терминалов и услуг. Потенциально интересный аэропорт. Он от Киева на том же расстоянии, что и Борисполь - от центра 50 км, поэтому почему бы нет, но это точно не Ryanair и точно не в этом году», - сказал Емельян.

Если так, то ждать и в дальнейшем наибольший лоукостер в самом аэропорту, а вообще новому руководителю можно пожелать вдохновения и воплощения стратегических планов. Было бы неплохо, чтобы стратегии четко перешли в реализацию.

Биографическая справка

  • забронировать_авиабилеты_онлайн_купить_дешево_на_сайте_П.Рябикин родился в 1965 году в Киеве, окончил Киевский университет имени Тараса Шевченко, факультет международных отношений и международного права (1989), юрист-международник; аспирантуру там же. Стажировался в Ляйпцизкому и Кильском университетах.
  • С 1989 был юристом-консультантом «Юрвнешсервис», затем - адвокатом Киевской городской коллегии адвокатов, юрисконсультом фирмы «Василь Кисиль и Партнеры».
  • Уже в марте 2005 года стал заместителем Министра транспорта и связи Украины, а в 2009-10 гг. Был Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Королевстве Дания.
  • В 2014-15 гг. - заместитель председателя Киевской городской государственной администрации.
  • Также был народным депутатом Украины 3, 4, 7 созывов, членом многих фракций.
  • Еще до назначения руководителем, когда кандидатуру П. Рябикина отобрал номинационный комитет на эту должность, в одном из интервью он сообщил, что революции в «Борисполе» ожидать не стоит.